Фильтр
Развитие личных качеств
Развитие личных качеств

Осознанность: что это такое и как ее обрести

Многие люди ежедневно выполняют однообразные действия и часто даже не задумываются над ними. Подобный автоматизм с одной стороны упрощает жизнь, а с другой – лишает ее насыщенных красок, превращает в набор рутинных задач, губит творческий потенциал. Изменить ситуацию помогает осознанность – умение человека концентрировать внимание на происходящем здесь и сейчас.
145
0
Обучение. ру
Развитие личных качеств
Развитие личных качеств

В статье мы расскажем, что такое осознанность и как она влияет на все сферы жизни человека, уровни осознанности, какие существуют техники и практики ее развития, эффективные и простые упражнения на осознанность.

Что такое осознанность и зачем она нужна

Осознанность – это способность разума глубоко проживать текущий момент. Настоящая осознанность задействует и умственную, и физическую сферы. Человек, который делает что-то осознанно, четко понимает, что именно он делает, для чего, каким образом и каким должен быть результат.

Фундамент осознанности – умение концентрироваться. Способность к удержанию внимания не всегда бывает врожденной – многие люди упорно трудятся над ее развитием в течение долгого времени.

Есть мнение, что если что-то можно делать на автомате, то и осознанность действий необязательна, якобы это будет лишний расход энергии и эмоциональных ресурсов. Однако важно понимать, что большинство аварий и несчастных случаев происходят именно из-за невнимательности и уверенности, что все под контролем. Если какая-либо работа предполагает ответственность за жизнь и здоровье других людей, все действия должны быть максимально осознанными.

Даже если исполнитель уверен в собственных силах, всегда могут вмешаться посторонние факторы или форс-мажорные обстоятельства. «Включенный» разум позволяет быстро и адекватно реагировать на неожиданные происшествия.

Осознанное выполнение рутинных задач способствует высвобождению творческой энергии. Именно в такие моменты появляются на свет новые идеи, интересные разработки, проекты оптимизации и модернизации и т. д. Если же речь идет о простых бытовых манипуляциях, осознанное выполнение позволяет насладиться результатами труда, оценить свой вклад в выполнение домашних обязанностей.

Польза осознанности

Умение жить здесь и сейчас дает возможность ощутить себя счастливым на своем месте, избавляет от тоски по прошлому и от беспокойства о будущем. Люди, которые во время выполнения простых манипуляций витают в облаках, чаще ошибаются. Конечно, мечтать и фантазировать не вредно, но для этого нужно выделить свободное от работы время. И делать это нужно осознанно – замечено, что такой рациональный подход способствует реализации фантазий в реальной жизни.

Личность, живущая осознанно, выгодно выделяется из окружения. Обычно это спокойный и собранный человек, который не расстраивается из-за мелочей, внимательно слушает собеседника, умеет расставлять приоритеты. Такой человек всегда может ответить на вопросы: «Кто я?», «Для чего я сейчас здесь?» «Что нужно сделать прямо сейчас?» и т. д.

Уровни осознанности человека

Существует несколько вариантов классификаций уровней осознанности.

Наиболее простым и доступным для понимания большинства считается трехуровневая система:

  1. Глубокая бессознательность. Человек, который находится на этом уровне, слепо идет на поводу у своих эмоций, чаще всего отрицательных. Такие люди обидчивы и легко наносят обиды другим. Их жизнь – сплошная мелодрама с постоянными перепадами настроения и отсутствием стабильности.
  2. Обыкновенная бессознательность. В таком состоянии живет большинство взрослого населения. Эти люди подолгу думают о прошлом (причем чаще всего они «пережевывают» обиды и прочие неприятности) или думают о прекрасном будущем (при этом мечты имеют смутные очертания, поэтому так и остаются мечтами). «Обыкновенные» люди могут также испытывать страх будущего. Подобные мысли отравляют настоящее и делают человека несчастным.
  3. Полная осознанность. Индивидуум легко управляет собственной психикой, адекватно реагирует на окружающий мир, легко вступает в новые контакты. Это счастливый человек, принимающий жизнь во всех ее проявлениях.

Кроме вышеперечисленных позиций существует множество промежуточных положений. Реакции человека могут меняться в зависимости от значимости происходящих событий.

Как обрести осознанность

На базовом уровне этой способностью обладает любой дееспособный человек. Осознанность тренируется с младенческого возраста: в то время как родители учат малыша самым простым действиям, они тоже работают на этот навык. Детские годы самые плодотворные. Именно в это время маленький человек впитывает окружающий мир как губка. Ему все интересно, все впечатляет, а энергии хоть отбавляй.

К сожалению, с годами эти свойства теряются. Взрослый человек бывает апатичным, безынициативным, пассивным. Причиной такого поведения может быть негативный опыт, особенности воспитания или темперамент. И многих это устраивает. Но для тех, кто осознает, что каждый день проживает бесконечный «день сурка», выход есть. И первый шаг на пути к интересной и полноценной жизни – тренировка осознанности.

Техники и методы развития осознанности

Для развития осознанности используют техники, помогающие контролировать собственные эмоции. Покой и расслабление – первые шаги, помогающие научиться концентрировать внимание на текущем моменте.

Психологи, коучи и прочие гуру эмоционального контроля рекомендуют пробовать такие методики:

  • аутотренинг;
  • йога;
  • аудиотерапия;
  • векторная психология;
  • работа в группе;
  • выполнение специальных упражнений на развитие внимания в домашних условиях.

Как тренировать осознанность: упражнения и приемы

Способность к осознанному проживанию момента можно развивать при помощи комплекса простых упражнений. Для занятий не нужно особых условий, все манипуляции можно выполнить дома или на работе. Тренировки можно сделать короткими – для получения первых ощутимых результатов достаточно уделить занятиям 10-15 минут в день.

Упражнения для развития осознанности:

  1. Осознанность движений. В течение нескольких минут все быстрые движения тела нужно делать нарочито медленно. При этом важно обращать внимание на физические ощущения: расслабление, напряжение, появление или снятие зажимов. Постепенно скорость движения нужно наращивать.
  2. Осознанность действий. Каждую задачу нужно разделить на несколько промежуточных, практически элементарных, и внимательно выполнить каждую из них.
  3. Осознанность поступков. Перед тем, как что-то сделать, нужно внимательно обдумать целесообразность и возможные реакции окружающих.
  4. Осознанность жизненных приоритетов. Несколько минут нужно выделить на то, чтобы подумать о главных жизненных ценностях. Важно понять, насколько они «ваши». Вполне возможно, что они навязаны обществом, модой, окружением. В этом случае нужно пересмотреть собственную систему ценностей.
  5. Осознанность мыслей. Каждую значимую мысль нужно проговорить про себя словами. Это помогает избегать резких эмоциональных реакций и их последствий.
  6. Составление списка дел, покупок и т. д. Планирование помогает концентрироваться и оказывает стойкий мотивирующий эффект (при выполнении определенного количества пунктов).

Практики осознанности в повседневной жизни

Для тренировки осознанности в повседневной жизни нужна сила воли. Каждый раз, когда вы захотите поработать над собой, начинайте выполнять работу осмысленно. Обращайте внимание на все: как вы сидите, как держите ручку или телефон, как говорите, что чувствуете, тепло ли вам или холодно, насколько удобно и т. п. Анализируйте эти моменты, не давая им оценки. Тренируйтесь таким образом не более 1-2 минут подряд.

Упражнение на концентрацию внимания можно повторять ежечасно. Короткие занятия не напрягают и не заставляют испытывать чувство вины за некачественное исполнение.

Работа над развитием осознанности помогает научиться управлять собственной психикой: контролировать эмоции, управлять страхами, концентрироваться на главном. Человек, который действует осознанно, умеет выстраивать личные и профессиональные взаимоотношения, получает удовольствие от жизни, сохраняет способность к обучению.

0

Похожие cтатьи