Фильтр
Развитие личных качеств
Развитие личных качеств

Спиральная динамика Грейвза: пути развития человека

Несмотря на то, что все люди разные, у них очень много общего. Каждый человек проходит одинаковые стадии развития и формирования личности. Подобная закономерность стала объектом пристального внимания психологов.
122
0
Обучение. ру
Развитие личных качеств
Развитие личных качеств

В статье мы расскажем о теории спиральной динамики Клера Грейвза, на чем она основывается, главные принципы, условия развития, свойства уровней, как спиральная динамика может пригодиться в жизни.

На чем основывается теория спиральной динамики Грейвза

Автор теории спиральной динамики работал над ней более 30 лет. Клер Грейвз изучал социокультурные ценности многих народностей и разных слоев населения. Результатом исследований стало открытие закономерности развития живых систем. Человек, группа, социум в целом переживают одни и те же циклические стадии, переходя от одного уровня к другому.

Теория спиральной динамики помогает обосновать формирование жизненных целей и приоритетов личности на разных этапах ее развития.

В качестве вспомогательного инструмента Клер Грейвз использовал пирамиду потребностей Маслоу.

В качестве исходных допущений теории Грейвз использовал три предпосылки:

  1. В мире нет ничего статичного. Любая система развивается или деградирует, но обязательно меняется.
  2. Живые системы адаптируются под внешние обстоятельства.
  3. Процесс изменений не имеет конца. Индивидуум может идти по пути развития или деградации – в любом случае границ не существует.

Автор теории определил 8 уровней развития живых систем. Впоследствии теория спирального развития была доработана преемниками Грейвза – Доном Беком и Крисом Ковеном. Ученые выделили и назвали 9 стадий развития. В реальной жизни большинство людей и систем в лучшем случае проходят только семь этапов.

Главные условия развития системы

Для каждого уровня развития характерны определенные наборы приоритетов и ценностей. Стадия развития определяет тип мышления, правила поведения, морально-этические нормы. Предпосылками формирования этих характеристик становится окружение, мотивы и степень самореализации.

Умение «считывать» положение человека в системе Грейвза помогает подобрать к нему ключ. Подобный навык – профессиональная необходимость для руководителей, педагогов, психологов. Умение «читать в душах» приходит по мере собственного развития. Человек, который стоит на высших ступеньках, использует свой богатый опыт на общее благо.

Личностный рост происходит по мере насыщения ценностями конкретного уровня. Каждый индивидуум сперва наполняется новым, затем начинает отдавать. Постепенно человек начинает чувствовать неудовлетворенность и хочет расширить горизонт. Это и есть момент перехода к следующему этапу развития. Здесь все начинается сначала: личное наполнение информацией, знаниями, навыками, правилами, а затем передача опыта и переход на очередной виток.

Свойства уровней системы Клера Грейвза

Все уровни равнозначны. Естественный путь развития означает, что человек должен двигаться поэтапно, не пытаясь обогнать или обхитрить систему. Гармоничное развитие невозможно, если человек «проскакивает» одну из ступеней. Такие ситуации заканчиваются одинаково – человек рано или поздно будет вынужден вернуться назад и восполнить недостаток личного опыта.

В теории Грейвза каждому уровню развития соответствует один из цветов.

Свойства уровней системы Грейвза:

  1. Первый уровень – бежевый. Речь идет о периоде младенчества или, если обратиться к древним временам, о выживании человека в условиях дикой природы. Главные жизненные ценности – удовлетворение естественных потребностей и безопасность.
  2. Второй уровень – фиолетовый. Для этой стадии характерно объединение в группы. Человек начинает ощущать себя частью целого, ищет единомышленников. Коллектив выступает гарантом безопасности, поэтому на этой стадии человек легко жертвует личными интересами в пользу общественных.
  3. Красный период – стадия осознания индивидуальности. Для этого времени характерно самоосознание собственного «я», личных приоритетов. Агрессия считается единственным способом добиться желаемого. В тот момент, когда личность осознает, что сила помогает не всегда, начинается переход на следующий уровень.
  4. Синий уровень – переход к порядку и дисциплине. Человек начинает ценить стабильность. Морально-этические ценности кажутся залогом гармонии и гарантом успеха. В это время истина кажется единой и непогрешимой.
  5. Оранжевый этап – это переход к поиску собственного пути. Правила и нормы ставятся под сомнения и требуют проверки. Многие этические постулаты теряют свою значимость, человек руководствуется целесообразностью и личными потребностями.
  6. Шестой уровень – зеленый. Человек начинает ощущать необходимость делать хорошо не только себе, но и окружающим, и миру в целом. Приоритетные направления – экология, пацифизм, гармоничные взаимоотношения с окружающими. Материальные составляющие успеха отходят на второй план.
  7. Желтый этап – выход из шаблона. Личность, достигшая этого уровня развития, отличается гибкостью мышления, широтой взглядов и независимостью. Оценочные суждения уходят в прошлое. Главное устремление личности – самореализация в соответствии с собственными представлениями.
  8. Бирюзовый или индиго. Те, кто дошел до этой стадии, занимаются общим благом.
  9. Коралловый этап. Это довольно неопределенный этап развития, куда относят пророков, канонизированных святых, апостолов, людей, которые оказали влияние на мировоззрение огромного количества людей.

8-й и 9-й этапы – явление редкое. Это одухотворенные люди, способные беспристрастно взирать на происходящее и проявлять истинное благородство. Для «простого» человека пределом возможностей становится 7-й уровень – здесь возможно ощущение гармонии и проявление бескорыстия. Люди, которые сумели дойти до желтого этапа, счастливы и спокойны. Они ценят жизнь, хорошо понимают и себя, и окружающих.

Применение теории спиральной динамики Грейвза в жизни

Люди часто сталкиваются с отсутствием взаимопонимания. Многим кажется, что оппонентом движет злая сила, которая не дает ему мыслить разумно и соглашаться с доводами собеседника. Однако это далеко не так – в большинстве случаев людьми движут благие намерения.

Каждый заинтересован в урегулировании конфликта оптимальным образом. Каждый хочет считаться справедливым и порядочным. Почему же в общении постоянно возникают проблемы? Очевидно, что оппоненты находятся на разных уровнях развития и понять друг друга не могут. Зрелая развитая личность должна объективно оценивать уровень собеседника и не требовать от него невозможного.

Теория спиральной динамики Грейвза помогает оценить уровень собеседника/сотрудника и приспособиться к его особенностям. Люди, которые готовы принимать оппонентов такими, какие они есть, достигают большего. Знание особенностей путей развития и законов формирования личности помогает продуктивному общению, ведению переговоров, выстраиванию личных отношений и социальных связей.

Развитие человека и социума происходит по одним и тем же законам. Понимание специфики процесса делает личность более подготовленной к неожиданностям и трудностям. Человек должен отдавать себе отчет, что его неудовлетворенность – всего лишь часть закономерного процесса. Личностный рост невозможен без преодоления препятствий. Теория спиральной динамики Грейвза подтверждает неэксклюзивность личных переживаний и демонстрирует возможность дальнейшего самосовершенствования.

0

Похожие cтатьи