
Стимул и мотивация: в чем разница



В статье мы расскажем, что такое стимул, что значит мотивация, рассмотрим взаимосвязь понятий и их главные отличия, виды стимулов и мотивов на конкретных примерах.
Что такое стимул
Само по себе слово стимул означает остроконечную палку погонщика осла. Таким образом осла стимулировали из повозки когда он шел слишком медленно. Отсюда и происходит значения слова стимулирование – внешнее воздействие на сотрудника для улучшения его производительности.
Естественно, сегодня никто не ходит с палкой. Ее поменяли на другие, более деятельные воздействия.
Как стимулировать сотрудников
Среди положительных стимулов к улучшению работы можно выделить:
- материальное вознаграждение (премирование, путевки, абонементы, ценные вещи);
- карьерный рост;
- чувство значимости (грамоты, имидж, похвала);
- творческие возможности (совершенствование и саморазвитие).
К негативному стимулированию можно отнести:
- материальное наказание (штрафы);
- понижение в должности;
- выговоры.
В каждом конкретном случае применяется свой набор инструментов, к которым чувствителен сотрудник. Кому-то выговор придаст импульса к работе, а кого-то, наоборот, загонит в апатию.
Например, на советских предприятиях стимулирование было одинаковым для всех, что сильно понижало производительность.
Что такое мотивация
Мотивация – это внутреннее побуждение человека к достижению успеха. Наемный сотрудник или предприниматель следует цели осознанно и самостоятельно. И если у предпринимателя мотивация обычно есть по умолчанию, у наемного сотрудника она присутствует не всегда. Найти ее и включить – задача руководителя.
Мотивация более продуктивный инструмент – человек сам стремится сделать свою работу лучше, и он не требует постоянного контроля и участия руководителя в его работе.
Как мотивировать сотрудников
Для мотивации сотрудников для начала нужно, чтобы они разделяли ваши ценности и цели, поэтому уровень мотивации определяется еще при приеме на работу. Замотивировать сотрудника, который изначально пришел отбывать время и получать зарплату, крайне сложно.
Что может мотивировать сотрудника:
- Сама работа. Человек может любить работу и делать ее хорошо, так как испытывает удовольствие от самого процесса и хорошего результата. Обычно это проявляется у мастеров.
- Ответственность. Человек понимает свою значимость для общества и старается делать свою работу максимально добросовестно. В качестве примера можно привести управленцев, авиадиспетчеров и врачей.
- Признание. Часто люди идут в спорт или науку ради признания своих исключительных способностей. Такие люди даже готовы получать небольшую зарплату, при этом делать свою работу очень хорошо.
- Достижение. Здесь может быть любое достижение, которое выведет человека на новый уровень, будь то финансы или создание нового продукта.
Теперь мы видим, насколько кардинально отличается стимулирование от мотивации. И здесь, казалось бы, надо забыть о стимулировании и использовать только мотивацию. Но на самом деле стимулировать людей проще, чем мотивировать, поэтому мотивацию в наших реалиях внедряют редко.
Во многих случаях мотивация сложно применима, если работа слишком простая и сотрудники обладают низкой квалификацией. Здесь обычно и используют стимулирование. Всем известный принцип кнута и пряника в разных сочетаниях. При этом хороший менеджер должен уметь мотивировать персонал в любых условиях и задачах любой сложности. Именно способность мотивировать и вести за собой – первый признак хорошего управленца и лидера.