Фильтр
Развитие личных качеств
Развитие личных качеств

Теория мотивации Клейтона Альдерфера ERG

Самая известная теория мотивации – пирамида потребностей Маслоу. По мнению ученых, эта схема максимально точно отражает иерархию психофизических потребностей человека. Однако современные исследователи в области социологии готовы представить собственные модели, принципы которых отличаются от предложенных Маслоу.
1276
0
Обучение. ру
Развитие личных качеств
Развитие личных качеств

В статье мы расскажем о теории мотивации Клейтона Альдерфера, в чем ее особенности, отличия от теории Маслоу, порядок актуализации потребностей по теории ERG, рассмотрим плюсы и минусы, а также применение теории Альферфера на практике.

В чем суть теории мотивации Клейтона Альдерфера

Клейтон Альдерфер – американский психолог из Йельского университета. Его теория мотивации, именуемая ERG, явилась на суд коллег в 1972 году. На сегодняшний день практические исследования не доказали абсолютную истинность модели, но и не опровергли.

Суть теории Альдерфера – оценка значимости различных аспектов жизнедеятельности человека. На основе этой модели можно сформулировать принципиально новые рекомендации по мотивации и самомотивации.

Группы потребностей

Человеческие потребности остаются неизменными на протяжении всего существования. Однако каждый ученый имеет свою точку зрения по поводу их классификации.

Группы потребностей по Альдерферу:

  1. E – existence – потребность в существовании. К данной категории относятся все физиологические потребности и личная безопасность.
  2. R – relatedness – потребности в социальных связях. К этой группе относятся все социальные взаимодействия человека. Это семья, дружба, взаимоотношения с коллегами, желание руководить, признание, уважение, слава и т. д.
  3. G – growth – потребность личностного роста. Сюда можно отнести потребность в самосовершенствовании, духовные поиски и т. д.

Закономерности и особенности теории ERG

Долгие годы было принято считать, что только полное удовлетворение потребностей низшей категории активизирует потребности из следующего пункта. Однако на практике это выглядит недостаточно убедительно. В качестве парадоксального примера можно привести матерей из блокадного Ленинграда, которые жестоко голодали, но продолжали заботиться о близких. Женщины отказывались от своей пайки в пользу детей и ослабевших родственников. Из этого следует признать, что в данной ситуации социальная составляющая доминировала над необходимостью в удовлетворении физиологических потребностей и личной безопасности.

Психолог Клейтон Альдерфер предполагает следующую иерархию удовлетворения потребностей:

  1. Малое удовлетворение потребностей группы E вызывает их сильнейшее проявление.
  2. Слабо удовлетворенные социальные потребности (R) усиливают необходимость удовлетворения потребностей из группы E.
  3. Полнота удовлетворения потребностей E усиливает действие социальных потребностей.
  4. Чем меньше удовлетворяются потребности в социальных связях, тем сильнее их влияние.
  5. Слабо удовлетворенные потребности в личностном развитии требуют большего удовлетворения потребностей из группы R.
  6. Чем больше удовлетворен человек своим социальным статусом, тем сильнее его потребности в самосовершенствовании.
  7. Малая удовлетворенность потребностей группы G влечет их активное проявление. По мере удовлетворения духовных потребностей их влияние также возрастает.

Различия между теориями Маслоу и Альдерфера

Теория Маслоу предполагает возможность движения в одну сторону – вверх. С его точки зрения удовлетворение низших потребностей толкает нас на более высокий уровень, отсутствие удовлетворенности в рамках одной из категорий заставляет «оставаться на месте», пока мы не достигнем желаемого.

Отличие теории мотивации Альдерфера заключается в том, что позывы к удовлетворению разного рода потребностей далеко не всегда соответствуют строгой иерархии Маслоу. Движение происходит как снизу вверх, так и сверху вниз. Неудовлетворение более «высоких» запросов отбрасывает нас на предыдущий уровень и заставляет добиваться большего успеха именно там. В качестве примера можно привести проблему «заедания стресса». Неудовлетворительные социальные связи толкают людей на необоснованное гурманство, приобретение ненужных статусных вещей, непродуктивное общение и т. д.

Достоинства и недостатки теории ERG

Главное достоинство теории ERG – индивидуальный подход. В отличие от общепринятых норм, модель Альдерфера учитывает особенности психологии отдельного человека и нестандартность его поведения в различных ситуациях.

Недостаток теории – чересчур обобщенная классификация потребностей. Выделение большего количества групп потребностей сделало бы эту модель более наглядной.

Применение теории Альдерфера на практике

Теорию мотивации Клейтона Альдерфера охотно используют руководители разного уровня. На основе провозглашенных принципов становится ясно, что человек, не сумевший реализовать собственный потенциал, будет «искать себя» в общении. Вероятнее всего, он будет сплетничать, собирать компании, организовывать посиделки и т. д.

Мудрый начальник может использовать это явление на пользу организации: «общительному» работнику можно и нужно давать общественные поручения, направлять на переговоры, привлекать к улаживанию конфликтов. Успешная деятельность на данном поприще может стать толчком для дальнейшего личностного развития и профессионального роста.

Теория Клейтона Альдерфера дает возможность по-новому взглянуть на проблему мотивации и самомотивации. Принципы, предложенные американским психологом, логично объясняют поведение людей, которые испытывают трудности на пути профессионального развития и бросаются в крайности. Понимание источника формирования потребностей позволяет людям игнорировать тупиковые пути и стремиться к истинному призванию.

0

Похожие cтатьи